Приемлемая концепция сближения Под приемлемой концепцией сближения религий, в особенности авраамических религий, подразумевается сближение между их последователями, рассматриваемое в свете нижеследующих положений: 1. Проведение конструктивного диалога Нам, мусульманам, повелевается нашим Господом вести диалог с оппонентами наилучшим образом. Подобный диалог или диспут является одним из методов призыва, применять который повелевает Коран: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (Св.Коран, 16:125). Своих религиозных сторонников ты призываешь мудрым и добрым наставлением, т.е. путем убедительных для разума и пробуждающих сердца и эмоции средств. Что касается оппонентов, то с ними ты должен вести спор наилучшим образом, в том смысле, что из двух существующих методов (лучший и наилучший) мусульманин должен применить наилучший, самый идеальный метод. Таким образом, Коран требует вести с оппонентами диспут, проводимый исключительно наилучшими средствами. В частности, это касается обладателей Книги (иудеев и христиан): «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом» (Св. Коран, 29:46). Поэтому если подобный призыв будет носить название не «сближение или объединение религий», а «диалог между религиями», то это будет более верно. 2. Акцентирование внимания на точках соприкосновения Необходимо делать акценты на общих для нас и для последователей Христианства и Иудаизма моментах, положениях. Не случайно в заключении предыдущего аята о споре с обладателями Писания говорится: «Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и в то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог - один, и мы покоряемся только Ему» (Св.Коран, 29:46). Относительно сближения и проводимого наилучшими методами диалога следует упоминать не разъединяющие положения, а точки соприкосновения. Некоторые радикалы среди мусульман полагают, что между иудеями, христианами и нами не существует ничего общего, поскольку они, с нашей точки зрения, являются кафирами (неверующими), в силу того что они исказили, подменили божественное слово. Это неверное понимание позиции, занимаемой Исламом по отношению к иудеям и христианам. Почему же Всевышний Аллах дозволяет нам сотрапезничать с ними, вступать с ними в родственные отношения, женившись на их женщинах? Почему дозволяется мусульманину иметь супругой, хозяйкой его дома и матерью его детей ту, которая является последовательницей иудаизма или христианства? Ведь вследствие этого брака дед и бабушка, дяди и тети по материнской линии, кузены и кузины его детей будут также из числа обладателей Писания. И все они обладают родственными правами. Почему же мусульмане были опечалены, когда иранцы, являющиеся зороастрийцами-огнепоклонниками, одержали победу над византийцами - христианами, обладателями Писания? По этому поводу Всевышний Аллах даже ниспослал радующие мусульман аяты Корана о том, что в ближайшем будущем византийцы вернут себе победу: «В тот день верующие возрадуются» (Св. Коран, 30:4). На данный счет говорится в суре «Ар-Рум». Это указывает на то, что, хотя обладатели Писания (иудеи и христиане) и не уверовали в посланническую миссию Мухаммада (мир ему и благословение), они все же ближе к мусульманам, нежели атеисты или многобожники. 3. Сотрудничество в противостоянии атеизму и моральной деградации Было бы полезно прилагать совместные усилия для оказания противоборства противникам религиозной веры, адептам атеизма и безнравственности: сторонникам материализма, поборникам нудизма и сексуальной распущенности, абортов и сексуальных аномалий, брака мужчин с мужчинами и женщин с женщинами. Для нас нет ничего предосудительного в том, чтобы выступить единым фронтом с обладателями Писания против тех, кто стремится разрушить человечество своими губительными лозунгами и аморальным поведением, низвергнуть его с красоты гуманизма до уровня животного мира: «Видал ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты являешься его попечителем и хранителем? Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они - всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились с пути» (Св.Коран, 25:43-44). Мы все были свидетелями того, как в 1994 году на конференции «Население» в Каире и в 1995 году на конференции «Женщина» в Пекине университет Аль-Азхар, Ассоциация «Исламский мир» и Ватикан в одном ряду выступили против адептов моральной распущенности. 4. Осуществление защиты прав человека и оказание помощи угнетенным народам Предпринимать совместные усилия по осуществлению защиты прав человека, оказания помощи слабым и притесняемым во всех уголках планеты. Например, это касается решения проблемы Палестины, Боснии и Герцеговины, Косова, Кашмира, проблемы дискриминаций, которым подвергаются черное, цветное население в Америке и в других странах мира. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в доисламскую эпоху принимал участие в «Союзе достойных», члены которого оказывали помощь притесняемым людям и требовали соблюдения их прав даже от знатных и богатых членов общества. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если бы меня призвали к подобному в эпоху Ислама, то я непременно ответил бы согласием». 5. Создание атмосферы толерантности В области взаимоотношений с обладателями Писания необходимо создавать не атмосферу фанатизма, ожесточения и насилия, а терпимости, милосердия и доброты. Всевышний Аллах обращает свою речь к своему посланнику Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): «Мы послали тебя только как милость для миров!» Пророк (мир ему и благословение) также говорил о самом себе: «Я - только лишь милость, указывающая правильный путь!». Сыны Израиля порицаются в Коране таким образом: «За то что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца» (Св.Коран, 5:13). В другом месте Всевышний обращается к ним со словами: «После этого ваши сердца ожесточились и стали, как камни, или даже жестче» (Св.Коран, 2:74). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил своей жене Аише: «Поистине, Аллах любит во всем проявление доброты. Если доброта сопровождает какое-либо дело, она непременно украшает его, а когда что-либо лишается доброты, то оно обезображивается. Поистине, Аллах любит доброту и дарует за нее то, чего не дарует за жесткость». Таким образом, атмосфера терпимости, милосердия и доброты во взаимоотношениях с иудеями и христианами не противоречит убеждению мусульман о том, что обладатели Книги не уверовали в Ислам и пребывают в заблуждении. Существуют и другие моменты, снимающие напряженность в мышлении и сознании мусульман в этом вопросе: 1. Мусульмане верят в то, что разновидности человеческих вероисповеданий определены божественной волей и мудростью: «Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого» (Св.Коран, 11;118-119). Как видим, разногласия людей имеют естественную причину, поскольку Бог создал их имеющими разум и свободу воли. 2. Суд над заблудшими и неверными состоится не в этой, а в будущей жизни, и вершить его не нам, а Аллаху - Справедливому Властелину, Сведущему, Знающему. Как говорит Аллах Всевышний своему Посланнику: «Посему проповедуй и следуй прямым путем, как тебе было велено. Не потакай их желаниям и говори: «Я уверовал в то, что Аллах ниспослал из Писания, и мне велено относиться к вам справедливо. Аллах - наш Господь и ваш Господь. Нам достанутся наши деяния, а вам - ваши деяния. Нет места доводам (дальнейшим спорам) между нами и вами. Аллах соберет всех нас, и к Нему предстоит прибытие» (Св. Коран, 42:15). 3. Мусульмане чтут честь и достоинство любого человека, исходя просто из названия Человек. В хадисе, который передает аль-Бухари от Джабира, говорится, когда мимо Пророка (мир ему и благословение) проходила похоронная процессия, он встал. Ему сказали: «О посланник Аллаха, это похороны иудея!», на что он ответил: «А разве это не человеческая душа?». Поистине, вот правильнейшая позиция и наидостойнейшие разъяснение. 4. Мусульмане верят в то, что божественная справедливость распространяется на всех людей: мусульман и немусульман. Аллах Всевышний говорит: «Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности» (Св.Коран, 5:8). Поэтому мусульмане не ограничивают справедливость кругом симпатичных им лиц и не чинят угнетения к ненавистным им, нелюбимым людям. Напротив, они соблюдают права всех людей: мусульман и немусульман, друзей и врагов. Юсуф аль-Кардави, глава Международного союза исламских ученых
|