ЕДИНСТВО В ИСЛАМЕ Единство является одним из основополагающих понятий в Исламе и одним из всеобъемлющих принципов, на котором построено религиозное учение Ислама. Однако в ходе социально-исторического развития мусульманского сообщества-уммы сущность понятия "Единство в Исламе" несколько изменилась, и его стали понимать как единство в рамках одного из исламских течений. Мы хотим подчеркнуть, что единство в Исламе было и остается всеобъемлющим понятием, охватывающим все стороны жизни мусульманского сообщества-уммы, в т.ч. культурные, политические, социальные и другие аспекты. В современных условиях говорить о единстве в Исламе можно только с учетом политического единства мусульман в рамках внутреннего устройства исламских государств, с учетом социальной общности мусульман в рамках их национальных и языковых границ, с учетом культурного единства в рамках общего идейного и богословского наследия. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ЕДИНСТВА В ИСЛАМЕ В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН Единство в Исламе стало одним из приоритетных направлений деятельности мусульманского сообщества-уммы Исламской Республики Иран и потребовало переустройства социального порядка в стране, поскольку ранее в нашем обществе царили идейные и теологические разногласия. Единства в его истинном исламском понимании можно достичь только при наличии совершенных инструментов и действенных мер для его обеспечения, а также путем преодоления различий во взглядах ученых, представляющих различные исламские школы. Основываясь на этих положениях, мы стали ежегодно проводить в Тегеране конференции, посвященные единству в Исламе, на которых рассматриваются идеологические аспекты тех сложностей и проблем, которые препятствуют достижению этого единства, особенно в такой сфере, как различие школ и течений. В частности, восьмая конференция рассмотрела три таких важных направления, связанные с единством: - Священный Коран; - Сунна Пророка Мухаммада (Да ниспошлет ему Аллах мир и благость!); - Догмы и эволюция положений Ислама в духе Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (Да ниспошлет ему Аллах мир и благость!) Единство в Исламе в его истинном понимании должно преодолеть все социальные, расовые, географические и прочие различия внутри уммы, и именно это единство является мечтой мусульман, живущих сегодня в различных концах земного шара. Единство является призывом Священного Корана ко всем верующим, и они должны стремиться к осуществлению этого единства, где бы ни находились. Именно поэтому одним из основных лозунгов Исламской революции в Иране является единство в Исламе, именно к этому мы стремимся в своей деятельности, несмотря на различные обвинения и происки наших врагов. Лидеры исламской революции настойчиво проводят эту линию объединения, они разъясняют высшие ценности единства в Исламе в ходе своих переговоров и встреч, во время проповедей и обращений к народу, через богословские и политические дискуссии на конференциях и путем создания специальных организаций. Мы, мусульмане, основываемся в своих вероубеждениях на двух основных источниках: Священном Коране и Сунне Пророка Мухаммада (Да ниспошлет ему Аллах мир и благость!) Мы верим, что Ислам является основой нашей повседневной и религиозной жизни. ОСНОВЫ СБЛИЖЕНИЯ ИСЛАМСКИХ ШКОЛ Наша уверенность в возможности достижения единства мусульман и сближения их религиозных школ проистекает из логического развития нашей уммы, поскольку все мусульмане имеют общие устои, в частности: 1. Вера в основополагающие теологические столпы, а именно: а) единобожие единство сущности, атрибутов, действий Аллаха и общность обрядов поклонения Ему; б) завершение посланнической миссии с приходом Пророка Мухаммада (Да ниспошлет ему Аллах мир и благость!); в) почитание Священного Корана, который был ниспослан Пророку Мухаммаду (Да ниспошлет ему Аллах мир и благость!); г) наступление Судного Дня и Воскресения. 2. Полное признание всех столпов Ислама и обязательности их исполнения, а именно, совершение пятикратной молитвы, соблюдение поста, выплата обязательной милостыни, совершение хаджа; 3. Полное признание того, что Священный Коран и Сунна Пророка Мухаммада (Да ниспошлет ему Аллах мир и благость!) являются основными источниками выработки позиции Ислама по различным вопросам, в том числе восприятия окружающего мира, существования Вселенной, жизни человека и общества. Это касается прошлого, настоящего и будущего, в том числе жизни земной и жизни вечной. Основатели всех исламских школ, без исключения, четко подтверждают эту позицию и исходят в своих суждениях только из двух вышеуказанных основополагающих источников. Вот высказывания некоторых, из них. Имам Али говорил: "Все может быть отвергнуто, кроме Книги и Сунны". Имам Малик ибн Анас говорил: "Я являюсь обычным человеком, который может попасть в цель и может ошибаться. Сопоставляйте то, что я говорю, с Кораном и Сунной". Имам аш-Шафии говорил об этом точно так же, как имам Малик. 4. Признание того, что Ислам является религиозным учением, позволяющим проводить изыскания в области теологии через иджтихад, который заключается в извлечении теологических и шариатских заключений из доступных источников при условии, что эти заключения имеют целью углубленное познание учения Ислама и не противоречат его положениям. Иджтихад имеет огромное значение, он показывает, что положения шариата могут идти в ногу со временем, отвечать на насущные вопросы личной и общественной жизни мусульман, не отступая от основных норм и стандартов Ислама. Мы полагаем, что этот рационалистический подход может касаться различных аспектов вероучения Ислама и его понятий, затрагивая теологические вопросы и жизненно важные проблемы, а также таких положений Ислама, которые определяют некоторые законы природы и общества. 5. Принцип "Единство в Исламе" отражает одну из важнейших характерных черт нашей благословенной уммы, и без этого мусульмане не могут говорит о том, что они обрели свой совершенный образ. В Исламе заложена полноценная программа достижения единства, все мусульмане должны держаться за вервь Аллаха и не разобщаться, подчеркивая при этом единство своего сотворения и происхождения, единство своих целей и задач, единство религиозных и жизненных установлений. 6. Принцип мусульманского братства является частью того плана действий, который мы изложили выше. Мы полагаем, что ценность братства не ограничивается только нравственными устоями, но переходит и на богословские и законодательные принципы Ислама, влияя на процесс иджтихада. Таким образом, эти шесть принципов могут быть положены в основу движения по сближению исламских школ. Мы полагаем, что подобное сближение не может ограничиваться нравственными аспектами или воплотиться в одних лишь лозунгах, он также не может касаться одних лишь богословских и шариатских положений, единство по сути своей должно воплощаться в различных идеологических и цивилизационных аспектах жизни мусульманского сообщества - уммы. Аятолла МУХАММАД АЛИ ТАСХИРИ Генеральный секретарь Всемирной организации по сближению исламских школ
|